пн - пт с 8:00 до 17:00
sales@elmash-motor.ru
vk telegram youtube

Большинство современных электродвигателей оснащаются специальными подшипниками, которые обеспечивают плавное и эффективное вращение вала. Существуют различные типы подшипников для электродвигателей, устройство которых имеет небольшие отличия.

Разновидности деталей

Типы подшипников электродвигателей

Какие подшипники используются в электродвигателях по справочнику:

  • Качения. Данные модели устанавливают при серийном производстве большинства общепромышленных электрических двигателей. Данные детали могут быть шариковыми, роликовыми и игольчатыми. Шариковые изделия предусматривают контакты шариков с дорожками в отдельных точках при относительно небольшой площади соприкосновения. Такие модели легко выдерживают воздействие разных температур, а также рассчитаны на высокие частоты вращения с минимальными потерями при трении. Электродвигатели с роликовыми подшипниками качения являются более износостойкими, поскольку детали легко выдерживают повышенную радиальную нагрузку. В таких подшипниках ролики контактируют с дорожками не в точке, а по линии.
  • Радиально упорные. Данные изделия рассчитаны на высокие осевые и радиальные нагрузки. Зачастую применяют подшипники однорядного шарикового типа, которые имеют тихий ход и небольшое трение, рассчитаны на высокую частоту вращения вала.
  • Токоизолированные. Этот вид подшипников представлен традиционными стальными изделиями, но с керамическим покрытием, которое наносится плазменным напылением на внутреннюю или внешнюю сторону. Данное покрытие служит уплотнением и препятствует протеканию электрического тока по конденсату. Данные марки подшипников для электродвигателей предназначены для силовых агрегатов повышенной мощности (более 100 кВт) с принудительной регулировкой частоты вращения вала при помощи специального привода.

Важно знать! Подшипники скольжения в электродвигателях используются довольно редко из-за высокой силы трения, что приводит к существенным затратам энергии и потерям мощности.

Вы можете изучить подшипники, применяемые в электродвигателях АИР по таблице производителя. Это же касается силовых агрегатов других типом и марок.

Замена подшипников электродвигателя

Замена подшипников электродвигателя

Со временем даже самые качественные детали выходят из строя и требуют полной замены. Чтобы обеспечить длительную и бесперебойную работу силовых агрегатов, важно своевременно осуществлять замену подшипников асинхронного электродвигателя при ремонте, а игнорирование данного условия может стать причиной серьёзных поломок оборудования.

Периодичность замены зависит от типа и интенсивности эксплуатации конкретного силового агрегата, а определяют её по регламенту, рекомендованному производителем. Зачастую регулярность смены деталей варьируется от 10 до 20 тысяч моточасов, но замена может осуществляться и раньше, если наблюдаются нехарактерные шумы со стороны подшипникового узла.

Важно знать! Менять необходимо сразу оба подшипника, поскольку даже полностью исправная старая деталь прослужит намного меньше времени, чем установленная новая.

Порядок действий, как поменять подшипник в электродвигателе:

  1. Сначала нужно демонтировать полумуфту и вентиляторную крыльчатку с обратного рабочего края вала.
  2. Затем силовой агрегат частично или полностью разбирается.
  3. Далее подшипники снимаются с использованием специального инструмента или путём удаления газовой резкой.
  4. После этого устанавливается и фиксируется новая деталь, наносится специальный смазочный материал.
  5. В конце двигатель собирается в обратном порядке.

Важно знать! Существуют строгие правила, как снять подшипник с вала или ротора электродвигателя и установить новую деталь, которые следует обязательно соблюдать для обеспечения длительной и исправной работы силового агрегата. В частности, подшипники следует устанавливать на вал разогретыми, а фиксировать только после полного остывания.

Температура подшипников электродвигателя

Температура подшипников электродвигателя

Для любых силовых агрегатов крайне важно осуществлять контроль температуры подшипников электродвигателя, поскольку она отображает текущее состояние деталей при конкретных нагрузках. Причиной чрезмерной температуры нагрева подшипников электродвигателя может являться:

  • неправильно подобранная модель детали;
  • превышение предельно допустимых нагрузок работы агрегата;
  • некорректная установка подвижной детали;
  • отсутствие своевременного обслуживания узла.

При определении допустимой рабочей температуры подшипников электродвигателя учитывается функциональный тип, назначение и технологическое исполнение деталей. Изделия открытого типа с металлическими сепараторами являются более устойчивыми к температурным изменениям, чем модели из латуни и полимеров. Максимальное значение рабочей температуры зависит от наличия уплотнителей: для стальных шайб – +120 градусов, армированного каучука NBR – +100, фторкаучука FKM с армированием – +200 °С. Теплостойкость стали колец и шариков рассчитана на +120 °С.

Важно знать! Точная диагностика и контроль за нагревом обеспечиваются благодаря специальному датчику температуры подшипников электродвигателя.

Смазка для подшипников электродвигателей

Смазка для подшипников электродвигателей

Для снижения износа и обеспечения долговечности подвижных деталей силовых агрегатов важно осуществлять смазку подшипников электродвигателей специальным шприцем. Смазывающий материал способствует минимизации трения между шариками (роликами) и кольцами, что снижает риск перегрева и преждевременного выхода деталей из строя, предотвращает коррозию металла, способствует герметизации подшипникового пространства.

Периодичность и срок замены смазки подшипников в электродвигателях при техническом обслуживании зависят от интенсивности эксплуатации и режима работы силового агрегата. При работе двигателя с постоянной частотой вращения вала 3000 об/мин менять смазывающий материал необходимо через каждые 1800-3000 моточасов. Если же силовой агрегат работает преимущественно при 1500 об/мин, то регулярность замены составит 6-10 тысяч моточасов (но не реже 2 лет).

Важно знать! Как и чем смазать без разборки подшипники электродвигателя вентилятора или другого оборудования, указывается обычно производителем в технической документации. При этом крайне важно правильно подобрать смазывающий материал. Отличным вариантом станет высокотемпературная смазка для подшипников электродвигателей Литол 24, которая обладает долговечностью и хорошими эксплуатационными свойствами.

Вибрация подшипников электродвигателей

Вибрация подшипников электродвигателей

Для продления срока службы подвижных деталей важно следить за вибрацией подшипников электродвигателей. При сильной вибрации ускоряется износ уплотнений, снижается эффективность оборотов, теряется лишняя энергия и мощность. Среди причин осевой вибрации электродвигателя с подшипниками скольжения можно назвать эластические деформации, воздействия наружных плоскостей и силы трения, а также создание шума смазкой.

Для измерения вибрации подшипников электродвигателя используются специальные виброметры. В чём измеряется вибрация подшипников электродвигателе, зависит от следующих параметров:

  • вибросмещение (мкм);
  • виброскорость (мм/с);
  • виброускорение (мм/с2).

С учётом данных параметров, определяется вибрационная частота. Как правило, допустимая вибрация подшипников электродвигателей должна варьироваться в диапазоне от 10 до 1000 Гц.

Неисправности подшипника электродвигателя

Неисправности подшипника электродвигателя

Подшипники являются наиболее изнашиваемыми компонентами электрических двигателей. Как правило, причиной износа и выхода из строя подшипников электродвигателя является естественное истощение рабочего ресурса со временем, утечка смазки, частые перегрузки в работе и перегрев силового агрегата, сильные вибрации, коррозийное разрушение, некорректная установка подвижных деталей.

Нередко для определения неисправности подшипников электродвигателя достаточно частично разобрать агрегат и проверить на наличие люфта. О полном выходе из строя могут говорить видимые дефекты и разрушения, а также если подшипники электродвигателей шумят при проворачивании вала ротора.